Использование логотипов и товарных знаков в сайтах.

Примечание

Все приведенные логотипы защищены в качестве товарных знаков и используются веб-студией "Антула" исключительно в демонстрационных целях.

  • В обиход прочно вошел термин "логотип". Интуитивно понимая, о чем идет речь, дать точную формулировку понятию "логотип" и уловить разницу между "логотипом" и "товарным знаком" могут далеко не все. Это неудивительно, т.к. до сего времени юридически узаконенная формулировка понятия "логотип" в российском законодательстве отсутствует.
  • Слово "логотип" происходит от греч. Logos – слово + Typos – отпечаток.

Можно встретить следующее определение логотипа: 

  • Логотип – оригинальное начертание, изображение полного или сокращенного наименования фирмы или товаров фирмы. Логотип специально разрабатывается фирмой с целью привлечения внимания к ней и к ее товарам.

Другие определения логотипа:

  • Логотип – изображение, символизирующее компанию или её продукты.
  • Логотип – (англ. logotype) – специально разработанное, оригинальное начертание полного или сокращенного наименования фирмы (или группы товаров данной фирмы).

Определение логотипа среди профессиональных патентоведов:

  • Логотип – это написанное красивым нетрадиционным шрифтом слово, либо картинка, либо картинка со словом.

Примеры логотипов:

  • хорошо запоминающиеся вывески (вспомните вывески магазинов сетей "Пятерочка", "Копейка", "Дикси", "Богатырь" и многих других);
  • оригинальные начертания названий операторов сотовых радиотелефонных сетей ("Би Лайн GSM", "МТС", "Мегафон");
  • оригинальное начертание слова "Genius" на мышке компьютера или "ViewSonic" на мониторе;
  • оригинальная надпись на зубной щетке "Oral- B";
  • характерное начертание названия марки (к, примеру, "Coca-Cola") или некое абстрактное и оригинальное изображение, вроде напоминающих букву М золотых арок компании "Макдоналдс";
  • характерные начертания названий фирм: "Samsung", "Siemens", "MITSUBISHI", "Мерседес", "LG", "Ford", "Тойота", "Сузуки", "Ниссан" "Кодак", "Ксерокс", "Mars" и т.д.

В отличие от понятия "создать логотип" понятие "товарный знак" существует многие годы, и получило соответствующий правовой статус в большинстве развитых государств. Так, до сих пор охраняются, хотя и в модернизированном виде, товарные знаки таких фирм, как "Кока-Кола" (первая регистрация в 1893 г.), "Шелл" (первая регистрация в 1890 г.), "Мерседес" (первая регистрация в 1890 г.), "Кодак" (первая регистрация в 1888 г.), "BMW" (первая регистрация в 1916 г.), "NESKAFE" (первая регистрация в 1938 г.) и др.  

Товарный знак и знак обслуживания (далее – товарный знак) – обозначения, служащие для индивидуализации товаров, выполняемых работ или услуг (далее – товары) юридических или физических лиц.

Товарный знак – обозначение, способное отличать соответственно товары и услуги одних юридических или физических лиц от однородных товаров и услуг юридических или физических лиц.

  • В качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
  • К словесным обозначениям относятся слова, сочетания букв, имеющие словесный характер, словосочетания, предложения, другие единицы языка, а также их сочетания.
  • К изобразительным обозначениям относятся изображения живых существ, предметов, природных и иных объектов, а также фигуры любых форм, композиции линий, пятен, фигур на плоскости.
  • К объёмным обозначениям относятся трехмерные объекты, фигуры и комбинации линий, фигур.
  • К комбинированным обозначениям относятся комбинации элементов разного характера, изобразительных, словесных, объемных и т.д.
  • К другим обозначениям относятся, например, звуковые, световые и иные обозначения. 

Товарный знак может быть зарегистрирован в любом цвете или цветовом сочетании.

Логотип – это не товарный знак. И, хотя в изобретательском праве понятие "логотип" отсутствует, он может являться объектом для защиты его в качестве товарного знака.

 

На заметку:

  • Если кто-то хочет защитить логотип в качестве товарного знака, то в установленном порядке проводится соответствующая государственная экспертиза. При положительном решении государственной экспертизы заявитель получает свидетельство на товарный знак и становится правообладателем. Свидетельство удостоверяет приоритет товарного знака, исключительное право на товарный знак в отношении товаров, указанных в свидетельстве.
  • Регистрация товарного знака действует до истечения десяти лет, считая с даты подачи заявки в федеральный орган исполнительной власти по интеллектуальной собственности. Срок действия регистрации товарного знака может быть продлен по заявлению правообладателя, поданному в течение последнего года ее действия, каждый раз на десять лет.
  • Согласно законодательству РФ правообладатель вправе использовать товарный знак и запрещать использование товарного знака другими лицами.
  • Правообладатель может проставлять рядом с товарным знаком предупредительную маркировку в виде латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности ® либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак", указывающую на то, что применяемое обозначение – товарный знак, зарегистрированный в Российской Федерации.
  • Обладателем исключительного права на товарный знак (правообладателем) может быть юридическое лицо или осуществляющее предпринимательскую деятельность физическое лицо.

Нарушением исключительного права правообладателя (незаконным использованием товарного знака) признается использование без его разрешения в гражданском обороте на территории РФ товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, в том числе размещение товарного знака или сходного с ним до степени смешения обозначения:

  • на товарах, на этикетках, упаковках этих товаров, которые производятся, предлагаются к продаже, продаются, демонстрируются на выставках и ярмарках или иным образом вводятся в гражданский оборот на территории Российской Федерации, либо хранятся и (или) перевозятся с этой целью, либо ввозятся на территорию Российской Федерации;
  • при выполнении работ, оказании услуг;
  • на документации, связанной с введением товаров в гражданский оборот;
  • в предложениях к продаже товаров;
  • в Интернете, в частности в доменном имени и при других способах адресации.

Товары, этикетки, упаковки этих товаров, на которых незаконно используется товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, – контрафактные.

Объектами охраны промышленной собственности являются, в частности, товарные знаки, знаки обслуживания и фирменные наименования. Одна из целей охраны промышленной собственности – пресечение недобросовестной конкуренции.

Как известно, "незнание закона не освобождает от ответственности". Каждой серьезной фирме, нацеленной на долгую и продуктивную деятельность, при создании своего фирменного стиля (логотип, товарный знак) чрезвычайно важно заблаговременно позаботиться об его неуязвимости. В противном случае, предумышленное или непреднамеренное нарушение чужих прав на уже зарегистрированный товарный знак может привести к разорению фирмы.

Разработку фирменного стиля целесообразнее всего поручать специализированным патентным фирмам. Это надежнее и дешевле.

Ряд фирм, специализирующихся только на создании веб-сайтов, предлагает также и разработку логотипов по цене от 3000$ со сроком изготовления от 1 месяца. Но, не будучи профессионалами, в данной области, они, как правило, получив от заказчика предоплату, становятся посредниками, и сами обращаются в патентные фирмы за исполнением полученного заказа.